Маркина Ольга Николаевна

Методика организации и проведения прогулки в ДОУ в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО

Методика организации и проведения прогулки в ДОУ в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО

В соответствии с ФОП ДО п. 24.15: Образовательная деятельность, осуществляемая во время прогулки, включает:

наблюдения за объектами и явлениями природы, направленные на установление разнообразных связей и зависимостей в природе, воспитание отношения к ней;

подвижные игры и спортивные упражнения, направленные на оптимизацию режима двигательной активности и укрепление здоровья детей;

экспериментирование с объектами неживой природы;

сюжетно-ролевые и конструктивные игры (с песком, со снегом, с природным материалом);

элементарную трудовую деятельность детей на участке ДОО;

свободное общение педагога с детьми, индивидуальную работу;

проведение спортивных праздников (при необходимости).

Прогулки правильно организованные и продуманные помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.

Цель прогулки - укрепление здоровья детей; развитие их физических и умственных способностей.

При организации прогулок интегрировано реализуются задачи всех образовательных областей. Следует соблюдать разумное чередование совместной деятельности с воспитателем и самостоятельной деятельности детей, специально организованных образовательных ситуаций и свободной игровой и практической деятельности по выбору детей, физических и умственных нагрузок, активной деятельности и отдыха.

Каждый из обязательных компонентов прогулки занимает по времени от 7 до 15 минут в младшем возрасте и от 20 до 25 минут в старшем и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей. Самостоятельная игровая деятельность детей - от 7 до 15 минут и от 20 до 25 минут.

Виды прогулок:

· Прогулка - наблюдение;

· Прогулка - задача (направленная на решение поставленной задачи - определить расстояние, с какой стороны дует ветер, цвет, величину предмета);

· Прогулка - поход (для ориентирования на местности);

· Прогулка - поиск (найти лекарственные травы, природный материал…);

· Прогулка - фантазия (сделать зарисовку, придумать сказку, составить букет);

· Прогулка - показ (познакомить с достопримечательностями, с различными предметами, объектами и их свойствами, редкими деревьями, кустарниками);

· Прогулка - практикум (закрепление различных знаний - ПДД, безопасность…);

· Комбинированная прогулка (1 раз в неделю), с играми, занятиями, трудом, экскурсией.

Структура прогулки:

- Наблюдение, рассматривание.

- Трудовая деятельность.

- Индивидуальная работа с детьми.

- Самостоятельная деятельность детей.

- Подвижные игры.

Наблюдение - основной метод обучения. Наблюдения в младшей группе должны занимать не более 7- 10 минут и быть яркими, интересными; в старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 25 минут.

Объекты наблюдений - живая природа: растения и животные; неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, текущие ручьи).

Виды наблюдения:

- Кратковременные организуются для формирования свойств и качеств предмета или явлений.

-Длительные организуются для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе.

Организуя наблюдения, воспитатель должен всегда соблюдать данную последовательность: устанавливаются факты; формируются связи между частями объекта;делаются выводы .

Трудовая деятельность на прогулке имеет большое воспитательное значение. Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными, а по длительности - не превышали 5 - 10 минут в младшем возрасте и 15 - 20 минут в старшем возрасте. Формами организации труда детей являются: индивидуальные трудовые поручения; работа в группах; коллективный труд.

Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если же они идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до ее окончания. Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду.  Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить в теплые весенние, летние дни и ранней осенью.

Индивидуальная работа на прогулке тщательно планируется. Это может быть закрепление, каких - либо навыков, физкультурного упражнения . Важно, чтобы ребенок, с которым ведется индивидуальная работа, понимал ее необходимость и охотно выполнял предложенные задания.

Во время самостоятельной игровой деятельности дети отражают впечатления, полученные в процессе занятий, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых. Происходит это в процессе сюжетно - ролевых игр.

Прогулки будут радостными, интересными, познавательными и достигнут цели при условии, если воспитатель сумеет заинтересовать и обогатить знания детей. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий их мир, но видят далеко не все, иногда даже не замечают главного. А если воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать больше.

Для пребывания детей на свежем воздухе отводится примерно до двух - трех часов в день. Проводится прогулка 2 раза в день (в первую и вторую половину дня), а летом вся жизнь детей переносится на открытый воздух (за исключением сна и приема пищи). Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться.



16 декабря 2024 в 08:36

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.