Маркина Ольга Николаевна

Исследовательская работа «Путешествие воды»

 

Содержание

Введение ______________________________________________________ 3

Глава I. Анализ теоретической части _____________________________5

1.1 Что мы знаем о воде? ______________________________________5

1.2 Круговорот воды в природе. ________________________________6

1.3 Значение круговорота воды в природе________________________8

Глава 2. Анализ практической части_____________________________ 9

2.1.  Опрос ____________________________________________________ 9

2.2.  Экспериментирование _______________________________________9

Заключение, выводы___________________________________________ 11

Список источников_____________________________________________13

Приложение 1__________________________________________________ 14

Приложение 2__________________________________________________15

Приложение 3__________________________________________________16

Приложение 4__________________________________________________17

 

 

 

 

Введение

Вода – одно из самых удивительных веществ в природе. Общеизвестно, что жизнь на планете Земля возникла благодаря наличию воды. В воде зародилась жизнь, вышла из нее, постепенно заселив сушу и воздух.

Вода образует водную оболочку нашей планеты – гидросферу (от греческих слов гидро – вода, сфера – шар).

Вода занимает три четверти поверхности Земли. В природе ею заполнены чаши океанов, моря, озёра, реки, болота. Есть и искусственные водоёмы для хранения воды – пруды, водохранилища и каналы. Вода есть также и в глубине Земли, и в её атмосфере. Без воды немыслима жизнь на планете Земля, немыслима жизнедеятельность человека.

Вода – наиболее распространенное, доступное и дешевое вещество. Она всегда была, она есть и всегда будет. В чем же её секрет? Почему вода на Земле не кончается?

Однажды утром, мы с родителями, шли в садик, на улице было много луж. Я спросила у папы, от куда берутся лужи и куда они исчезают? Папа мне объяснил, что ночью был дождь, а лужи образуются после дождя, когда на земле собираются много капелек, некоторые капельки впитывает земля, а остальные испаряются, т.е. превращаются в пар.

Вечером, мама мне прочитала сказку про одну капельку, которая жила в большом озере и вокруг плавали такие же капельки как она, но вдруг выглянуло солнышко, капелькам стало жарко, и они превратились в пар. Они стали такими легкими, что полетели к солнышку. Наверху капельки встретились.

Их стало так много, что получилось облако, а затем целая туча, которая закрыла солнышко. Капелькам стало холодно, и они начали падать друг за другом. Начался дождь. Наша капелька с другими капельками, полетела вниз пока не достигла земли. Так они снова встретились на земле и образовали лужу. Весь этот процесс называется круговорот воды в природе.

Мне стало интересно, и придя в детский сад попросила Ольгу Николаевну помочь мне узнать, как происходит круговорот воды в природе. Мы выбрали тему моей научной работы «Круговорот воды в природе» и решили провести собственное расследование.

Актуальность темы: Я считаю мою тему актуальной, потому что Вода - это волшебница, которая способна совершать много чудес, она повсюду. Вода нужна всем, она главный компонент жизни, именно она определяет на Земле особенности климата а, следовательно, является одним из основных условий жизни на Земле.  

Объект: вода

Предмет: круговорот воды.

Цель исследования: узнать, что такое круговорот воды в природе? И с помощью опытов доказать, как он происходит.

Задачи исследования:

1. Подробно изучить материалы разных источников по теме исследовательской работы.

2. Выяснить, как происходит круговорот воды в природе.

3.  Доказать что круговорот в природе существует

Гипотеза исследования: если круговорот воды существует в природе, то мы можем его доказать с помощью опытов

Нами использовались следующие методы:

· Анализ

· наблюдение,

· сравнение

· эксперимент.

Глава 1. Анализ теоретической части

1.1. Что мы знаем о воде?

«Вода – сок жизни», - сказал один ученый.

Вода—весьма распространённое на Земле вещество. Почти три четвёртых поверхности земного шара покрыты водой, образующей океаны, моря, реки и озера. Много воды находится в газообразном состоянии в виде паров в атмосфере. В виде огромных масс снега и льда лежит она круглый год на вершинах высоких гор и в полярных странах. В недрах земли также находится вода, пропитывающая почву и горные породы.

Согласно современным представлениям, само происхождение жизни связывается с морем. Во всяком организме вода представляет собой среду, в которой протекают химические процессы, обеспечивающие жизнедеятельность организма; кроме того, она сама принимает участие в целом ряде биохимических реакций. Воде принадлежит важнейшая роль в геологии, истории планеты.

Вода – "Вещество, которое создало нашу планету". Учёные абсолютно правы: нет на Земле вещества, более важного для нас, чем обыкновенная вода, и в тоже время не существует другого такого вещества, в свойствах которого было бы столько противоречий и аномалий, сколько в её свойствах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Круговорот воды в природе

В природе постоянно совершается круговорот воды. С поверхности океанов, морей, рек и суши вода под действием лучей солнца испаряется и поднимается вверх в виде пара. В воздухе пар охлаждается и превращается в мельчайшие капельки воды и льдинки. Образуются облака. Ветер гонит облака. Из облаков вода в виде снега или дождя выпадает на землю. На суше эта вода пополняет водоёмы. Реки несут воду в моря и океаны.

У воды, выпавшей на суше, есть два пути. Либо она, собираясь в ручьи и реки, попадает в результате в озера и водохранилища - так называемые открытые источники водозабора. Либо вода, просачиваясь через почву и подпочвенные слои, пополняет запасы грунтовых вод. Так происходит круговорот воды.

Таким образом, количество воды на планете Земля не изменяется. 

Движение воды обеспечивается четырьмя процессами:

· испарение;

· конденсация (переход вещества в жидкое состояние из газообразного);

· выпадение осадков;

· сток вод.

Круговорот воды в природе в разных местах происходит с разной скоростью. Быстрее всего вода обновляется внутри живых организмов. Чтобы восстановить запас чистой воды внутри себя, человеку понадобится всего несколько часов. А вот ледники полярных стран полностью обновляются лишь один раз в 9700 лет. Вода, содержащаяся в почве, очищается каждый год, а та, что в облаках – раз в восемь дней. Горный ледник полностью обновит свой состав за 1600 лет. Весь Мировой океан способен полностью очиститься за 2700 лет. Это очень долго. Поэтому следует понимать – чем больше мы загрязняем воду промышленными стоками, тем скорее рискуем столкнуться с дефицитом чистой пресной воды. Круговорот воды в природе сам не может справиться с темпами очищения планеты.

Если пофантазировать немного, то мы с вами пьем ту же воду, которую пили первобытные люди и купаемся в тех же водах, в которых плескались динозавры. Просто за миллионы лет вода миллионы раз проделала путь по тому самому кругу, который мы и называем Круговорот воды в природе.

1.3. Значение круговорота воды в природе

Что бы было, если бы не было круговорота воды в природе?

Если бы не было круговорота воды в природе, то воды морей и океанов вышли бы на сушу. Ведь реки Земли несут свои воды в моря и океаны, и если бы не происходило испарения, то моря переполнились бы. Климат стал бы сухой. Ведь при испарении воды с земной поверхности образуются облака, тучи и осадки. Вода в реках и озерах стала бы соленой. Ведь при испарении из них воды, остаются соли и другие минеральные вещества. А при круговороте вода возвращается назад, опресняя.

Если исчезнет круговорот воды на планете, то вместе с ним исчезнет и большая часть жизни, как на поверхности суши, так и в воде. Сначала высохнут реки и озера, вымрут все растения, которые располагаются в глубине материка. Вероятно, останутся те растения, которые получают влагу от морской воды, такие как мангры. С исчезновением растительности вымрут и животные, поскольку не смогут прокормиться. В моря больше не будут поступать питательные вещества с суши, вымрет большая часть морского планктона, и животные, которые им питаются.

Вывод по главе 1: таким образом, круговорот воды в природе – один из главных процессов на планете Земля.

 

 

Глава 2.  Анализ практической части

2.1 Опрос

Мы провели опрос детей с целью выявления знания о круговороте воды в природе. В ходе исследования был задан такой вопрос:

-Что вы знаете о круговороте воды?

Результаты опроса приведены в диаграмме.

«Не знаю» - ответили 90% детей

«Это путешествие капелек»- ответили 10%

Вывод: таким образом, мы выяснили, что ребята почти ничего не знают об этом явлении природы. Мне захотелось поделиться с ними своими знаниями.

2.2. Экспериментирование

После изучения всего материала мы провели опыты.

Опыт 1. Принцип дождя, который показывает, как появляется дождь.

Мы поставили на плиту кастрюлю с водой. Когда вода закипела, пошел пар (от жары капельки стали легкими и полетели вверх).

Затем мама накрыла кастрюлю крышкой, и я увидел, как на ней стали появляться капельки (см. приложение 1) мама объяснила, что это конденсация, когда капельки становятся легкими, поднимаются кверху и скапливаются на крышке.

А когда она подняла крышку, я увидел, как капельки побежали вниз. Так я понял, как появляется дождь. Испарение от тепла

Опыт 2 Испарение.

Я взяла два прозрачных стакана, нарисовала на них границы (см. приложение 2), налила воды до метки. Один стакан накрыл крышкой, а второй оставила открытым, и поставил их в теплое место. Через несколько дней я заметила, что вода из стакана без крышки испарилась, мама объяснила, что это произошло, потому что капельки смешались с окружающим воздухом и рассеялись, а в стакане с крышкой, осталась на прежнем уровне, т.к. крышка не дает водяному пару улетучиться в воздух, поэтому в нем уровень воды остался на прежнем уровне.

Опыт 3 Испарение от ветра

Так же помимо тепла, испарению способствует ветер, в этом мы с мамой убедились на опыте с феном.

На моей футболке мы поставили мокрое пятно (см. приложение 3), мама дала мне фен, и мы начали его обдувать, через некоторое время, пятно исчезло. Мама объяснила, что это происходит, потому что ветер срывает водяной пар с мокрого предмета и насыщает им окружающий воздух.

Опыт 4 К носику чайника поднесем холодную ложку. Она мгновенно покрывается мельчайшими капельками воды. (Приложение 4)

Выносим ложку с каплями на мороз или положим ее в морозильник – ложка покроется ледяной коркой. (Приложение 5)

Вносим ее в теплую комнату – в ложке вновь окажется вода. Мы вернули воду в начальное состояние. (Приложение 6)

Вывод: также происходит и в природе. Вода меняет свою форму жидкая – газообразная – твердая - жидкая – это и есть круговорот воды в природе.

Вывод по главе 2: капелька воды всё время перемещается по кругу. А путешествовать ей помогают солнечное тепло и холод (мороз).

Таким образом мы доказали с помощью опытов, что круговорот воды существует. Роль круговорота воды велика.

Заключение

 

Вода… Ее можно называть как угодно – от романтического "источник жизни" до сухого и научного "H2O"… Многим вода кажется самым простой субстанцией, которую только можно себе представить. Однако в действительности вода – тот самый источник жизни, чаще всего встречающийся на Земле в жидком виде – является крайне таинственным веществом.

Круговорот воды в природе происходит постоянно, в любой момент времени (в любое время суток, сезон) и все процессы происходят одновременно: вода испаряется, образуются облака, в виде дождя и снега вода возвращается вновь на землю, вновь испаряется с поверхности водоемов, почвы, растений.

Работая над проектом, я изучила литературу по данной теме, узнала много интересных сведений о воде. Провела опыт и выяснила, как происходит круговорот воды в природе. Я выяснила, что значение круговорота воды в природе очень велико. Круговорот воды не только объединяет гидросферу, но и обеспечивает ее взаимосвязь с литосферой, атмосферой, растительностью и животным миром. Если бы круговорот воды прекратился, не стало бы атмосферных осадков, пересохли бы реки и озера, иссякли подземные источники. Другими словами, на суше исчезла бы пресная вода, а вместе с ней и жизнь.

Таким образом, моя гипотеза подтвердилась, если бы не было круговорота воды в природе, не было бы жизни на Земле.

В природе вода способна переходить из одного состояния в другое при воздействии температуры. Туман, облака, роса, дождь, град, иней, снег, гололед - все это вода в разных состояниях. Без нее не обходятся ни в одном уголке нашей планеты. Люди должны сохранить присутствие воды в нашей жизни.

Мы на собственном опыте убедились, что вода при нагреве – быстро испаряется, при охлаждении – замерзает, превращаясь в снег и лёд. На основании наших экспериментов подтвердилась теория о круговороте воды в природе. Тема моей следующей научной работы будет «Значение воды в жизни живых организмов»

 

 

 

25 апреля 2024 в 15:00

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.